Методические рекомендации к экзамену по истории Беларуси - ГУО "Специальная общеобразовательная школа № 13 г. Минска для детей с нарушением слуха"
Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно
РусскийРусскийБеларуская

Методические рекомендации к экзамену по истории Беларуси


Памятки для подготовки к выпускному экзамену по учебному предмету «История Беларуси» на III ступени общего среднего образования


   Как сравнивать

  Сравнивать – это, значит, найти общие и различные свойства предметов, вещей, явлений, сопоставляя их по данному учителем основанию.

  1. Продумайте и составьте план сравнения предметов, собы­тий, общественных явлений:
  — выделите сопоставимые признаки, отбросив несуществен­ные; оставьте лишь существенные сопоставимые признаки однородных явлений;
  — установите порядок сравнения этих признаков и, если возможно, расположите их по степени важности, в за­висимости от ведущего признака.

  2. Последовательно сравните по намеченному плану оба со­бытия, явления в их развитии, т.е. выскажите суждения о них по каждому из выделенных признаков.

  3. Сделайте развернутые обобщенные выводы на основе срав­нения, т.е. в качестве выводов установите и оцените сходства и различия, изменения в развитии событий, явлений в процессе их перехода от одного этапа к другому.

  Анализ статистических данных

  Изучите представленные статистические данные. Сделайте выводы о тенденциях явлений и процессов, отра­женных в статистическом материале (динамика, уровень, удель­ный вес, роль данного явления). Определите процессы, отраженные в этих явлениях. Объяс­ните их важнейшие причины, закономерности, возможные послед­ствия, перспективы, значение.

  Памятка – алгоритм на сравнение исторических событий и явлений.
  Проанализируй события или явления, выдели линии сравнения.
  Определи черты сходства и различия.
  Если возможно, выдели этапы в явлении, определи, что изменилось в этапах, а что осталось без изменений.
  Сделай все необходимые выводы из проведённого сравнения.
  Свои действия можешь оформить в текстовую таблицу.

  Характеристика деятельности исторической личности в конкретном событии.
  Каковы мотивы, которыми руководствуется этот человек в своих поступках?
  Каковы цели, которые преследует этот человек в своей деятельности?
  Какими действиями (средства достижения цели) он пользуется?
  Каких ценностей придерживается этот человек?
  Какова оценка деятеля (по целям и результатам его действий)?
  Какова роль исторического лица в данном событии?

  Памятка для анализа общественных движений (политических, социальных, национальных).
  Социальный состав участников. Масштабы движения (численность, география, организованность, влияние на положение в стране и за рубежом).
  Причины и цели общественного движения, их оформление в программах, воззваниях, публичных выступлениях и т.п.
  Наиболее яркие представители/участники/лидеры движения. Формы, средства и методы достижения целей, программных требований. Их воздействие на внутреннее положение в стране.
  Итоги общественного движения, причины успешности или поражения.
  Исторические оценки значения общественного движения.

  Памятка для анализа идейных течений (общественной мысли).
  Предпосылки возникновения общественных настроений, идей, взглядов.
  Характеристика идеологов, идейных руководителей: социальное происхождение, образование, взгляды, формы пропаганды своих идей в обществе.
  Характеристика сущности идейных течений: основные положения, интересы каких слоев общества они выражали, против каких устоев общества выступали, какие формы и средства достижения целей предлагали.
  Результативность общественных течений, влияние идей и взглядов на общество и власть.
  Исторические оценки значения идейного течения.

  Памятка для анализа произведений искусства:
  1.Автор, время и место создания произведения.
  2. Особенности исторического периода, в котором жил и творил мастер/создано произведение искусства.
  3. Цель создания данного произведения. Идеи, взгляды, мировоззрение художника/писателя и т.п., выраженные в произведении.
  4. Художественный стиль, в соответствии с которым создано произведение. Его характерные признаки: сюжет, идея, художественные средства их выражения (объемность, пропорциональность, композиция, перспектива, колорит и т.д.).
  5. Отношение современников мастера к его произведению/творчеству в целом.
  6. Историческая и художественная ценность произведения.

Как успешно подготовиться к экзамену по истории Беларуси?
Памятка для учащихся по подготовке к экзамену по истории Беларуси:



1. Тщательно изучите экзаменационные билеты. Отметьте темы, которые вы уже проработали и в которых чувствуете себя уверенно. Сконцентрируйте внимание на вопросах, к которым вы слабо подготовлены.
2. Используйте время, отведенное на подготовку, как можно эффективнее. Новый и сложный материал учите в то время суток, когда хорошо «думается», т.е. высокая работоспособность. Обычно это утренние часы после хорошего отдыха.
3. К трудно запоминаемому материалу необходимо возвращаться несколько раз, просматривать его в течение нескольких минут вечером, а затем еще раз – утром.
4. Чтобы лучше запомнить материал, необходимо максимально использовать все возможности: воспринимать текст и на слух, и визуально (читать с листа), и при помощи движений, и при помощи ассоциаций.
5.Тренируйтесь отвечать на вопросы. По мере того как вы заканчиваете прорабатывать каждую тему, пробуйте отвечать на вопросы. Отвечая на них, вы приобретаете уверенность в себе и сможете ответить на неожиданные вопросы на экзамене.
6.Пересказ текста своими словами приводит к лучшему его запоминанию, поскольку это активная, организованная целью умственная работа.
7. Очень полезно составлять планы, схемы и алгоритмы конкретных тем и держать их в уме, а не «зазубривать» всю тему полностью «от» и до.
8. К экзамену лучше готовиться с другом или подругой, повторять, задавать вопросы и отвечать на них, «проговаривать» весь материал.