Как сравнивать
Сравнивать – это, значит, найти общие и различные свойства предметов, вещей, явлений, сопоставляя их по данному учителем основанию.
1. Продумайте и составьте план сравнения предметов, событий, общественных явлений: — выделите сопоставимые признаки, отбросив несущественные; оставьте лишь существенные сопоставимые признаки однородных явлений; — установите порядок сравнения этих признаков и, если возможно, расположите их по степени важности, в зависимости от ведущего признака.
2. Последовательно сравните по намеченному плану оба события, явления в их развитии, т.е. выскажите суждения о них по каждому из выделенных признаков.
3. Сделайте развернутые обобщенные выводы на основе сравнения, т.е. в качестве выводов установите и оцените сходства и различия, изменения в развитии событий, явлений в процессе их перехода от одного этапа к другому.
Анализ статистических данных
Изучите представленные статистические данные. Сделайте выводы о тенденциях явлений и процессов, отраженных в статистическом материале (динамика, уровень, удельный вес, роль данного явления). Определите процессы, отраженные в этих явлениях. Объясните их важнейшие причины, закономерности, возможные последствия, перспективы, значение.
Памятка – алгоритм на сравнение исторических событий и явлений. Проанализируй события или явления, выдели линии сравнения. Определи черты сходства и различия. Если возможно, выдели этапы в явлении, определи, что изменилось в этапах, а что осталось без изменений. Сделай все необходимые выводы из проведённого сравнения. Свои действия можешь оформить в текстовую таблицу.
Характеристика деятельности исторической личности в конкретном событии. Каковы мотивы, которыми руководствуется этот человек в своих поступках? Каковы цели, которые преследует этот человек в своей деятельности? Какими действиями (средства достижения цели) он пользуется? Каких ценностей придерживается этот человек? Какова оценка деятеля (по целям и результатам его действий)? Какова роль исторического лица в данном событии?
Памятка для анализа общественных движений (политических, социальных, национальных). Социальный состав участников. Масштабы движения (численность, география, организованность, влияние на положение в стране и за рубежом). Причины и цели общественного движения, их оформление в программах, воззваниях, публичных выступлениях и т.п. Наиболее яркие представители/участники/лидеры движения. Формы, средства и методы достижения целей, программных требований. Их воздействие на внутреннее положение в стране. Итоги общественного движения, причины успешности или поражения. Исторические оценки значения общественного движения.
Памятка для анализа идейных течений (общественной мысли). Предпосылки возникновения общественных настроений, идей, взглядов. Характеристика идеологов, идейных руководителей: социальное происхождение, образование, взгляды, формы пропаганды своих идей в обществе. Характеристика сущности идейных течений: основные положения, интересы каких слоев общества они выражали, против каких устоев общества выступали, какие формы и средства достижения целей предлагали. Результативность общественных течений, влияние идей и взглядов на общество и власть. Исторические оценки значения идейного течения.
Памятка для анализа произведений искусства: 1.Автор, время и место создания произведения. 2. Особенности исторического периода, в котором жил и творил мастер/создано произведение искусства. 3. Цель создания данного произведения. Идеи, взгляды, мировоззрение художника/писателя и т.п., выраженные в произведении. 4. Художественный стиль, в соответствии с которым создано произведение. Его характерные признаки: сюжет, идея, художественные средства их выражения (объемность, пропорциональность, композиция, перспектива, колорит и т.д.). 5. Отношение современников мастера к его произведению/творчеству в целом. 6. Историческая и художественная ценность произведения. |
1. Тщательно изучите экзаменационные билеты. Отметьте темы, которые вы уже проработали и в которых чувствуете себя уверенно. Сконцентрируйте внимание на вопросах, к которым вы слабо подготовлены. 2. Используйте время, отведенное на подготовку, как можно эффективнее. Новый и сложный материал учите в то время суток, когда хорошо «думается», т.е. высокая работоспособность. Обычно это утренние часы после хорошего отдыха. 3. К трудно запоминаемому материалу необходимо возвращаться несколько раз, просматривать его в течение нескольких минут вечером, а затем еще раз – утром. 4. Чтобы лучше запомнить материал, необходимо максимально использовать все возможности: воспринимать текст и на слух, и визуально (читать с листа), и при помощи движений, и при помощи ассоциаций. 5.Тренируйтесь отвечать на вопросы. По мере того как вы заканчиваете прорабатывать каждую тему, пробуйте отвечать на вопросы. Отвечая на них, вы приобретаете уверенность в себе и сможете ответить на неожиданные вопросы на экзамене. 6.Пересказ текста своими словами приводит к лучшему его запоминанию, поскольку это активная, организованная целью умственная работа. 7. Очень полезно составлять планы, схемы и алгоритмы конкретных тем и держать их в уме, а не «зазубривать» всю тему полностью «от» и до. 8. К экзамену лучше готовиться с другом или подругой, повторять, задавать вопросы и отвечать на них, «проговаривать» весь материал. |