Система работы с молодыми учителями - ГУО "Специальная общеобразовательная школа-интернат № 13 г. Минска для детей с нарушением слуха"

Система работы с молодыми учителями

К вершинам мастерства

  В школу приходят молодые специалисты, которые уже в начале своей деятельности испытывают затруднения профессионального, психологического и социального характера. Каким этот учитель будет через год-два? Как он вольется в коллектив? Ответы на эти вопросы во многом зависят от организации и помощи начинающему педагогу. С этой целью в школе ведется непрерывная работа с молодыми педагогами. Можно выделить следующие этапы профессионального становления молодого учителя:
Адаптационный (2 год работы)


Этап развития профессиональных умений, накопления опыта, поиска лучших методов и приемов работы с детьми, формирования своего стиля в работе, снискание авторитета среди детей, родителей, коллег(1-2 годы работы).

  Второй этап реализуется через наставничество и Школу молодого учителя, руководит которой заместитель директора по УВР и учителя–наставники.
  

  На начальном этапе были определены цель, задачи и план ШМУ.
  Основной целью ШМУ является создание в специальной школе условий для профессионального роста молодых педагогов, способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность молодого педагога.

Для достижения поставленной цели были выработаны следующие задачи:
  • содействие повышению квалификации и профессионального роста молодых педагогов;

  • оказание практической помощи учителям в их адаптации в образовательных учреждениях, вопросах совершенствования теоретических знаний и повышения педагогического мастерства;

  • выявление наиболее серьезных проблем начинающих педагогов в учебном процессе и пути их разрешения;

  • использование педагогического опыта молодых специалистов в учебно-воспитательном процессе.


Работа ШМУ была спланирована в форме заседаний:


Первое заседание «Первые шаги молодого педагога» (август):
  • 1.Час общения «Расскажи о себе».

  • 2.Закрепление наставника, знакомство молодого специалиста с традициями школы.

  • 3.Изучение содержания учебных программ и объяснительных записок к ним, нормативных документов об организации образовательного процесса.

  • 4.Изучение требований по оформлению классного журнала.

  • 5.Составление календарно-тематического планирования.

  • 6. Советы опытных педагогов «Постарайтесь не допустить следующих ошибок…».

  • 7.Диагностический опрос.


Второе заседание «Состав, структура и конструирование урока» (октябрь):
  • 1.Сущность и значение перспективного планирования учебного процесса по предмету.

  • 2.Подготовка учителя к уроку

  • 3.Проведение уроков опытными педагогами.

  • 4.Самоанализ и анализ уроков.

  • 5. Час психолога.


Третье заседание «Специфика работы в школе для детей с нарушением слуха» (ноябрь):
  • 1.Особенности психофизического развития детей с нарушением слуха.

  • 2.Развитие связной речи и слухового восприятия – основная задача специальной школы.

  • 3.Выбор методов обучения неслышащего ребёнка.

  • 4.Составление плана урока как проект совместной деятельности «учитель-наставник – молодой педагог».

  • 5.Посещение урока молодого специалиста.

  • 6.Практикум по оказанию методической помощи.

  • 7.Час психолога.


Четвёртое заседание «Особенности традиционного и развивающего способов обучения» (декабрь):
  • 1.Требования к современному уроку.

  • 2.Система целей урока.

  • 3.Выбор методов обучения.

  • 4.Посещение уроков наставника и их структурный анализ.

  • 5.Консультация «Структура и тип урока».

  • 6.Практическое занятие «Составление конспекта урока» (анализ урока в соответствии с технологией его разработки).

  • 7.Изучение опыта работы других педагогов.


Пятое заседание «Диагностический подход к планированию уроков» (январь):
  • 1.Посещение уроков молодых специалистов.

  • 2.Консультация «Цели урока, содержание урока, формы, методы и средства реализации целей, работа учащихся на уроке, роль учителя на уроке».

  • 3.Практическое занятие «Составление и защита конспекта урока».

  • 4.Обзор периодической педагогической печати.

Шестое заседание «Способы активизации познавательной деятельности учащихся в ходе практической деятельности» (февраль):
  • 1.Посещение уроков молодого специалиста, наставника.

  • 2.Консультация «Структура урока обобщения».

  • 3.Формы и виды работы с учащимися на уроке.

  • 4.Практическое занятие «Составление и защита конспекта урока обобщения».

  • 5.Диагностический опрос.

Седьмое заседание
«Использование программно-методических комплексов в образовательном процессе через информационную технологию» (март):
  • 1.Посещение уроков учителя-наставника и учителей-стажеров, молодых специалистов.

  • 2.Анализ и самоанализ посещенных уроков.


Восьмое заседание «Организация внеклассной и внешкольной работы по предмету» (апрель):
  • 1.Диагностическое исследование.

  • 2.Посещение уроков и мероприятий у наставника, молодого специалиста.

  • 3.Час психолога.

  • 4.Подготовка отчетов за второй год работы