Семья и школа: пути взаимодействия - ГУО "Специальная общеобразовательная школа № 13 г. Минска для детей с нарушением слуха"
Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно
РусскийРусскийБеларуская

Семья и школа: пути взаимодействия

  Глаза ребенка... Как много отражается в них, как много они могут рассказать...

  «Что наши проблемы в сравнении со слезой ребенка?» Действительно. «Есть ли что-нибудь более важное, чем дети, наши дети?» Воспитание, образование подрастающего поколения. Все оно нацелено на будущее. Главной задачей, да и, наверное, смыслом жизни взрослого человека является счастье наших детей. Бесспорно то, что семья, с существующими в ней взаимоотношениями между детьми и родителями – первая школа воспитания.

  Мать и отец, папа и мама – это первые два авторитета, на которых для ребенка зиждется мир, зиждется вера в жизнь, в человека, во все честное, доброе, святое.

  «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни. Даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях. Как радуетесь или печалитесь, как общаетесь с друзьями или врагами. Как вы смеетесь, читаете газету – все это имеет для ребенка большое значение».

  Потому как “Воспитательный процесс – это сама жизнь”.

  Естественно, что гармоничное развитие ребенка возможно лишь в гармоничной семье, где царит ЗОЖ, высок духовно-нравственный и культурный уровень членов семьи, а разумная воспитательная позиция родителей опирается на высокий уровень педагогической грамотности. Немаловажным так же является наличие благоприятных педагогических условий: ответственность родителей за воспитание и будущую жизнь своих детей, хорошая организация семейного быта, ведение домашнего хозяйства с активным включением ребенка в трудовую деятельность, педагогически целесообразный выбор мер воздействия, отношение к ребенку как к личности.

  Т.о. основную ответственность за воспитание ребенка несут родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить воспитательную деятельность родителей. Некоторые исследователи считают, что «нет проблемы детей, а существует проблема родителей», т.о. чтобы успешно осуществить свое назначение – воспитать детей – родители нуждаются в знаниях и умениях. А значит, справедлива народная мудрость «Мы падаем, но нужна дружеская рука, чтобы поднять нас». Дружескую руку предлагают специалисты. Школа в состоянии дать нашим родителям всесторонние знания о физиологических, психологических и возрастных особенностях детей, научить их использовать апробированные методы для улучшения нравственной атмосферы семьи. Именно школа в значительной степени способна повысить уровень педагогической культуры родителей.

  Суть взаимодействия семьи и школы заключается в заинтересованности обеих сторон в изучении личности ребенка, раскрытии и развитии скрытого в нем потенциала. В основе такого взаимодействия лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.   Работа в учреждениях образования с семьей осуществляется в двух основных направлениях:

1. информационно – просветительское, профилактическое
2. коррекционно-реабилитационное

  Практическая работа с родителями со стороны школы реализуется через сочетание групповых, коллективных (родительские собрания, педагогические лектории, родительские конференции, день открытых дверей, встречи за круглым столом, тематические педагогические консультации, выпуск семейных стенгазет, концерты, вариации, которых разнообразны), и индивидуальных (консультации, беседы, письма – обращения, посещения по месту жительства, индивидуальная помощь школе, родители – гости класса) форм.

  В последнее время появился такой термин, как «воспитание родителей» – это международный термин, который предполагает необходимое вовлечение родителей в совместную деятельность со школой для расширения педагогического поля и воспитательного пространства семьи. И успех в данном случае зависит от того, как строится процесс сотрудничества в триаде семья – ребенок – школа.

  «Воспитание родителей» – это гуманное отношение к своему ребенку и его друзьям; это просмотр специальных телепередач; это чтение книг для родителей; это постоянная поддержка отношений с классным руководителем; это постоянная работа родителей над собой, над повышением своей успешности и самооценки.

  «Воспитание родителей» – это консультации, занятия, беседы с СППС, где психологи консультируют по проблемам семьи, а педагог социальный содействует решению этих проблем.

  Это вовлечение в деятельность по охране детства широкого круга учреждений, организаций, специалистов иных ведомств.

  Таким образом, только хорошо продуманная система совместной работы педагогов и родителей, когда учебное заведение выступает педагогическим руководителем, создает прочную базу для взаимного, заинтересованного сотрудничества, способствует успешности обучения и воспитания.

  Семья и школа - это берег и море. На берегу, ребёнок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа. Это не значит, что он должен совсем оторваться от берега – ведь моряки дальнего плавания всегда возвращаются на берег, и каждый моряк знает, как он обязан берегу.

  …так вот, когда мы находим у ребят те или иные недостатки, школа и семья не должны показывать друг на друга пальцем: вот кто виноват. Это союзники, а не конкуренты. Пусть они всегда идут навстречу друг другу…