Устав Специальной школы-интерната № 13 г. Минска - ГУО "Специальная общеобразовательная школа-интернат № 13 г. Минска для детей с нарушением слуха"

Устав Специальной школы-интерната № 13 г. Минска


Устав ГУО "Специальная общеобразовательная школа-интернат № 13 г. Минска
для детей с нарушением слуха"
Общие положения.
1.Настоящий устав является новой редакцией устава государственного учреждения образования «Специальная общеобразовательная школа-интернат № 13 г. Минска для детей с нарушением слуха» (далее Школа-интернат), ранее зарегистрированного в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за № 190774532 на основании решения Минского городского исполнительного комитета от 06 декабря 2011г.
2.Школа-интернат создана решением Минского городского исполнительного комитета № 479 от 30 декабря 1963 года.
3.Тип учреждения образования – учреждение общего среднего образования, вид – специальная школа-интернат.
4.Наименование Школы-интерната:
 Полное наименование на белорусском языке:
  •  Дзяржаўная ўстанова адукацыі «Спецыяльная агульнаадукацыйная школа-інтэрнат № 13 г. Мінска для дзяцей з парушэннем слыху”
 Полное наименование на русском языке:
  • Государственное учреждение образования «Специальная общеобразовательная школа-интернат № 13 г. Минска для детей с нарушением слуха».
 Сокращенное наименование на белорусском языке:
  • Спецыяльная школа-інтэрнат № 13 г. Мінска;
 Сокращенное наименование на русском языке:
  •  Специальная школа-интернат № 13 г. Минска.
 Место нахождения Школы-интерната: 220046, г. Минск, ул. Ваупшасова, 23.
5.Учредителем Школы-интерната является Минский городской исполнительный комитет в лице управления образования, спорта и туризма администрации Партизанского района г. Минска (далее Учредитель).
6.Порядок организации и деятельности Школы-интерната определяется Министерством образования Республики Беларусь.
7.Школа-интернат является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в банках Республики Беларусь, в оперативном управлении - обособленное имущество.
8.Школа-интернат имеет право от своего имени заключать договора, приобретать имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, выступать истцом и ответчиком в суде.  9.Школа-интернат имеет круглую печать с изображением Герба Республики Беларусь, штампы со своим наименованием, бланки, вывески установленного образца.
10.Школа-интернат отвечает по своим обязательствам за находящиеся в ее распоряжении денежные средства, а также учитываемое на отдельном балансе имущество.
11.Школа-интернат может осуществлять следующие виды деятельности, подлежащие лицензированию в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности» в новой редакции от 01.09.2014 № 425: деятельность по обеспечению безопасности юридических и физических лиц; медицинскую деятельность.
12.В соответствии с Общегосударственным классификатором Республики Беларусь ОКРБ 005-2006 «Виды экономической деятельности, утверждённым постановлением Госстандарта Республики Беларусь от 28 декабря 2006 г. № 65 Школа-интернат осуществляет следующие виды деятельности:
80102 - общее среднее образование I ступени (начальное образование);
80210 - общее среднее образование.
13.Школа-интернат имеет право на проведение экспериментальной и инновационной деятельности в соответствии с Инструкцией о порядке осуществления экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 01 сентября 2011г. №251 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011г., 8/24371).
14.Школа-интернат предназначена для обучения, воспитания, коррекции и компенсации нарушений развития неслышащих (глухих), слабослышащих обучающихся. Школа-интернат является учреждением специального образования, в котором реализуются образовательная программа специального образования на уровне общего среднего образования, программа воспитания и защиты прав и законных интересов детей, находящихся в социально опасном положении, создаются условия для гармоничного развития и социализации обучающихся, а также реализовывается образовательная программа специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью. В Школе-интернате созданы условия для проживания и питания обучающихся, оказания медицинской помощи.
15.В своей деятельности Школа-интернат руководствуется:
  • Конституцией Республики Беларусь;
  • Гражданским кодексом Республики Беларусь;
  • Кодексом Республики Беларусь об образовании, принятым Палатой представителей 2 декабря 2010 года и одобренным Советом Республики 22 декабря 2010 года;
  • Положением о специальной общеобразовательной школе (школе-интернате) для детей с особенностями психофизического развития;
  • иными законодательными актами Республики Беларусь.
 16.Настоящий устав обязателен для исполнения педагогическими и иными работниками Школы-интерната, обучающимися, а также их законными представителями.

Предмет и основная цель деятельности школы-интерната, ее основные задачи.
 17. Школой-интернатом реализуется концепция современной парадигмы образования, где образование рассматривается как деятельность, цель которой - развитие личности посредством воспитания и обучения.
 18.Предметом деятельности Школы-интерната является осуществляемая в соответствии с законодательством Республики Беларусь образовательная деятельность, которая включает в себя организацию и проведение учебной, воспитательной, коррекционно-развивающей и методической работы.
 19.Основной целью Школы-интерната являются: реализация государственных образовательных стандартов общего среднего и специального образования, формирование образованной, духовно и нравственно зрелой, творческой личности.
 20.Основными задачами Школы-интерната являются:
обеспечение образовательного уровня в соответствии с требованиями образовательных стандартов общего среднего и специального образования;
организация дифференцированного и индивидуального обучения в системе личностно-ориентированного, социально направленного образовательного процесса с целью оптимального развития обучающихся;
воспитание жизнеспособной личности через формирование оптимальной модели поведения в личной, семейной, общественной и трудовой жизни;
подготовка обучающихся к интегрированному обучению в учреждениях, обеспечивающих получение специальности.
создание необходимой коррекционно-развивающей образовательной среды для социально-эмоционального развития обучающихся, формирования их жизненной компетенции;
организации систематического наблюдения за развитием психических функций и состояния здоровья в процессе обучения и воспитания;
организации патроната выпускников Школы-интерната;
оказание консультативной помощи семье, воспитывающей детей с особенностями психофизического развития, включение родителей в процесс обучения и воспитания ребенка, формирование у них адекватного отношения к особенностям его развития, выработка оптимальных подходов к проблемам семейного воспитания.
 21.Школа-интернат реализует учебные программы для обучающихся с нарушением слуха, учебные программы факультативных занятий, программы коррекционных занятий учебных планов специального образования на уровне общего среднего образования, экспериментальные учебные программы по учебным предметам, обеспечивает комплекс коррекционно-педагогических мер, осуществляет профессиональную ориентацию выпускников в соответствии с их возможностями и потребностями рынка труда.
 22.Школа-интернат является учреждением образования с круглосуточным режимом работы.
 23.В Школе-интернате для оказания помощи семье в обучении и воспитании обучающихся, создания условий для развития творческих способностей обучающихся открываются группы продленного для обучающихся I – IX (X) классов, в соответствии с Положением, утвержденным Министерством образования Республики Беларусь. Наполняемость групп продленного дня соответствует наполняемости классов.
 24.В Школе-интернате созданы условия для:
  • круглосуточного проживания обучающихся I – XII классов;
  • обучения без проживания;
  • обеспечения четырехразовым бесплатным питанием детей с круглосуточным проживанием;
  • обеспечение двухразовым бесплатным питанием и питанием за дополнительную плату родителей детей без проживания.
 25.Школа-интернат взаимодействует с учреждениями внешкольного воспитания и обучения, государственными организациями охраны здоровья, учреждениями культуры, спорта, добровольными товариществами, юридическими и физическими лицами;
Школа-интернат поддерживает деятельность молодежных и детских общественных организаций (объединений), которая не противоречит законодательству Республики Беларусь.
 26.В Школе-интернате запрещается создание и деятельность политических партий, других общественных организаций (объединений), которые имеют политические цели, создание и анонимная или другая противоречащая законодательству Республики Беларусь деятельность религиозных организаций.

Источники и порядок формирования имущества школы-интерната.
27.Все имущество Школы-интерната находится в коммунальной собственности г. Минска, отражается в самостоятельном балансе, закреплено за Школой-интернатом и находится в ее оперативном управлении.
28.К имуществу Школы-интерната относятся: земельный участок, здание, сооружения и иное имущество, используемое для обучения, воспитания, а также решения других задач в области образования.
29.Школа-интернат в отношении закрепленного за ней имущества осуществляет права владения, пользования и распоряжения в пределах, установленных собственником, в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь.
30.Школа-интернат не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ней, в том числе сдавать в аренду, отдавать в залог без согласия Учредителя. Права на объекты интеллектуальной собственности Школы-интерната регулируются гражданским законодательством Республики Беларусь.
31.Источниками финансирования Школы-интерната являются:
средства бюджета, выделяемые по установленному нормативу Учредителем;
доходы от оказания платных и иных услуг, аренды помещений;
средства безвозмездной (спонсорской) помощи юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе иностранных, а также иных источников, не запрещенных законодательством Республики Беларусь;
банковские и иные кредиты при условии их погашения и выплаты процентов за счет внебюджетных средств Школы-интерната;
другие источники, которые не запрещены действующим законодательством Республики Беларусь.
32.Школа-интернат имеет право осуществлять хозяйственную деятельность, в том числе оказывать физическим и юридическим лицам платные услуги в соответствии с законодательством Республики Беларусь:
  • виды платных услуг определяются на основе утверждаемого Советом Министров Республики Беларусь перечня платных услуг, оказываемых государственными учреждениями образования;
  • оказание платных услуг в сфере образования не может осуществляться взамен или в рамках образовательной деятельности, финансируемой за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, ухудшать качество предоставления услуг в сфере образования, которые оказываются за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов;
  • цена на платные услуги формируется на основе плановой себестоимости, налогов и неналоговых платежей, прибыли и утверждается руководителем Школы-интерната;
  • денежные средства, полученные в результате хозяйственной деятельности, в том числе оказание платных услуг, поступают в самостоятельное распоряжение Школы-интерната, учитываются и расходуются по сметам, утвержденным в соответствии с законодательством Республики Беларусь;
  • осуществление Школой-интернатом деятельности, приносящей доходы, не влечет за собой снижение финансирования ее за счет средств бюджета.
33.Средства Школы-интерната могут использоваться на:
  • стимулирование педагогических и иных работников учреждения, премирование директора и администрации Школы-интерната;
  • оказания помощи и стимулирования обучающихся; организация воспитательных или образовательных мероприятий для обучающихся, их родителей и персонала Школы-интерната;
  • финансирования программ по развитию материально-технической базы Школы-интерната;
  • в иных направлениях по решению директора Школы-интерната.
34.Запрещаются действия (бездействие), приводящие к необоснованному сокращению или ухудшению материально-технической базы Школы-интерната.
35.Персонал Школы-интерната, обучающиеся и их законные представители в соответствии с законодательством Республики Беларусь несут ответственность за повреждение помещений и сооружений Школы-интерната, учебного оборудования, инвентаря и другого имущества Школы-интерната.

Порядок управления деятельностью школы-интерната, структура и порядок формирования органов управления и самоуправления
36.Управление Школой-интернатом осуществляется в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об образовании, иными актами законодательства Республики Беларусь, уставом Школы-интерната и строится на сочетании принципов единоначалия и самоуправления.
37. Непосредственное руководство Школой-интернатом осуществляет его руководитель (директор), который назначается на должность и освобождается от должности председателем комитета по образованию Минского городского исполнительного комитета по согласованию с администрацией Партизанского района г. Минска и заместителем председателя Минского городского исполнительного комитета по направлению деятельности.
38.Директор Школы-интерната в деятельности по управлению учреждением образования взаимодействует с органами самоуправления.
39. Основным органом самоуправления Школы-интерната является Совет, возглавляемый директором Школы-интерната.
Деятельность Совета определяется Положением о совете учреждения образования, утверждаемым Министерством образования Республики Беларусь. Общая численность членов Совета – 19 человек.
Количественный состав Совета формируется в следующей пропорции:
  • 25 % – представители обучающихся Школы-интерната, их законных представителей;
  • 75 % – представители педагогических и иных работников учреждения образования, местных исполнительных и распорядительных органов, иных государственных органов, общественных объединений, иных организаций.
Срок полномочий Совета – 5 лет.
Представители обучающихся избираются открытым голосованием на собрании представителей ученических активов классов, представители законных представителей обучающихся избираются открытым голосованием на общешкольном собрании председателей родительских комитетов классов.
Представители руководителей структурных подразделений, педагогических и иных работников Школы-интерната избираются открытым голосованием на собрании трудового коллектива Школы-интерната.
Представители местных исполнительных и распорядительных органов, иных государственных органов, организаций-заказчиков кадров, общественных объединений, иных организаций включаются в состав совета на основании предложений руководителей названных органов и организаций.
40.В Школе-интернате создаётся педагогический совет, а также может создаваться родительский комитет, положение о котором утверждается Министерством образования Республики Беларусь.
41.Органы самоуправления Школы-интерната создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Республики Беларусь, уставом Школы-интерната.
42.Полномочия руководителя Школы-интерната.
Директор Школы-интерната:
  • действует от имени учреждения образования без доверенности и несет ответственность за результаты его деятельности;
  • издает приказы, заключает договоры, выдает доверенности, открывает счета в банках в пределах своей компетенции;
  • осуществляет прием и увольнение работников, утверждает их должностные инструкции;
  • осуществляет зачисление в Школу-интернат, перевод и отчисление обучающихся; утверждает учебные планы, расписания занятий, издает приказы и дает указания, обязательные для всех работников, несет полную ответственность за результаты деятельности Школы-интерната;
  • приобретает, заказывает необходимое Школе-интернату оборудование и другие материальные ресурсы в любых организациях, в розничной сети и комиссионных магазинах, на предприятиях по безналичному расчету;
  • в соответствии с требованиями действующего законодательства Республики Беларусь заключает договоры с организациями, предприятиями и лицами на выполнение разных видов строительно-монтажных работ по текущему ремонту Школы-интерната, оформлению и хозяйственному содержанию ее помещений, сооружений и др.;
  • утверждает Положения, регламентирующие деятельность Школы-интерната в соответствии с настоящим уставом и законодательными актами Республики Беларусь.
Иные полномочия руководителя Школы-интерната устанавливаются Кодексом Республики Беларусь об образовании, иными актами законодательства Республики Беларусь, уставом Школы-интерната.
43.Директор имеет право:
  • на материальное и моральное поощрение за успешные результаты деятельности;
  • выбирать и быть избранным в общественные органы управления;
  • делегировать часть своих полномочий своим подчиненным;
  • приостановить решения Совета Школы-интерната в случае их противоречия законодательству Республики Беларусь.
44.Профессиональные союзы, действующие в Школе-интернате, участвуют в управлении Школой-интернатом в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь, локальными актами Школы-интерната.

Порядок контроля за деятельностью школы-интерната.
45.Контроль за обеспечением качества образования осуществляют уполномоченные государственные органы по проверке соответствия образования образовательному стандарту, учебно-программной документации образовательных программ, образовательной деятельности требованиям законодательства Республики Беларусь.
46.Государственная аккредитация Школы-интерната, подтверждение государственной аккредитации осуществляется в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
47.Школой-интернатом осуществляется самоконтроль за обеспечением качества образования – комплексный анализ образовательной деятельности, включающий самопроверку и самооценку образовательной деятельности.
Порядок и периодичность проведения самоконтроля за обеспечением качества образования определяются директором Школы-интерната.

Порядок формирования структуры и штатного расписания школы-интерната.
48. Школа-интернат имеет штатное расписание, утверждаемое директором Школы-интерната в пределах выделенного в установленном порядке фонда заработной платы по согласованию с администрацией Партизанского района г.Минска.
49.Штатное расписание Школы-интерната согласовывается с начальником управления образования, спорта и туризма администрации Партизанского района г.Минска.
50.Штатное расписание Школы-интерната формируется из педагогических и иных работников.
51.К педагогическим работникам Школы-интерната относятся лица, которые реализуют содержание образовательных программ общего среднего образования, программ воспитания и (или) осуществляют руководство деятельностью Школы-интерната.
52.Основные требования, предъявляемые к педагогическим работникам, определяются квалификационными характеристиками, утверждаемыми в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
53. Педагогическую деятельность не могут осуществлять лица:
  • лишенные права заниматься педагогической деятельностью;
  • имеющие судимость;
  • признанные недееспособными или ограниченно дееспособными;
  • не имеющие права заниматься педагогической деятельностью в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь.
При возникновении в период осуществления педагогической деятельности обстоятельств, препятствующих ее осуществлению и предусмотренных настоящим уставом, осуществление педагогической деятельности прекращается в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
54.К иным работникам учреждений образования относятся лица, осуществляющие административно-хозяйственные, инженерно- технические, производственные и иные вспомогательные функции.
55.Права и обязанности работников Школы-интерната устанавливаются законодательством Республики Беларусь, уставом и иными локальными нормативными правовыми актами, их трудовыми договорами (контрактами).
56.Для педагогических и иных работников Школы-интерната нанимателем является директор. Прием на работу и увольнение педагогических и иных работников Школы-интерната осуществляется директором в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
57.Отношения работников и нанимателя регулируются трудовым договором (контрактом) в соответствии с трудовым законодательством Республики Беларусь.
58.Для работы в Школе-интернате могут привлекаться работники науки, образования, культуры, производства на условиях совместительства.
59.Оплата труда работников Школы-интерната и их материальное стимулирование осуществляется в соответствии с действующим законодательством в рамках единого фонда заработной платы и распределяется в соответствии с трудовым вкладом каждого работника.
60.Служебные оклады и тарифные ставки должны рассматриваться как гарантированный минимум заработной платы для соответствующих квалификационных групп педагогических и иных работников Школы-интерната.
61.Повышение квалификации педагогических работников и иных работников обеспечивает Школа-интернат в определённом законодательством Республики Беларусь порядке.

Компетенция учредителя.
48. Школа-интернат имеет штатное расписание, утверждаемое директором Школы-интерната в пределах выделенного в установленном порядке фонда заработной платы по согласованию с администрацией Партизанского района г.Минска.
49.Штатное расписание Школы-интерната согласовывается с начальником управления образования, спорта и туризма администрации Партизанского района г.Минска.
50.Штатное расписание Школы-интерната формируется из педагогических и иных работников.
51.К педагогическим работникам Школы-интерната относятся лица, которые реализуют содержание образовательных программ общего среднего образования, программ воспитания и (или) осуществляют руководство деятельностью Школы-интерната.
52.Основные требования, предъявляемые к педагогическим работникам, определяются квалификационными характеристиками, утверждаемыми в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
53. Педагогическую деятельность не могут осуществлять лица:
  • лишенные права заниматься педагогической деятельностью;
  • имеющие судимость;
  • признанные недееспособными или ограниченно дееспособными;
  • не имеющие права заниматься педагогической деятельностью в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь.
62. К компетенции Учредителя Школы-интерната относится:
  • осуществление контроля за образовательной, финансовой и хозяйственной деятельностью Школы-интерната;
  • принятие решения об изменении вида, реорганизации и ликвидации учреждения в порядке, предусмотренном действующим законодательством Республики Беларусь;
  • в случае прекращения деятельности учреждения принятие мер по переводу обучающихся с их согласия, с согласия законных представителей несовершеннолетних обучающихся в другие учреждения образования, реализующие соответствующие образовательные программы, в порядке, устанавливаемом Правительством Республики Беларусь;
  • обновление и развитие материально-технической базы Школы-интерната;
  • организация повышения квалификации и переподготовки педагогических и иных работников Школы-интерната;
  • согласование внесения изменений и дополнений в структуру и штатное расписание Школы-интерната;
  • утверждение устава Школы-интерната, изменений и (или) дополнений к нему.

Общие требования к организации образовательного процесса при реализации образовательных программ общего среднего образования.
63. Образовательный процесс организуется на основе:
  • принципов государственной политики в сфере образования;
  • образовательных стандартов;
  • достижений в области науки и техники, реализуемых в отраслях экономики и социальной сферы инновационных проектов;
  • педагогически обоснованного выбора форм, методов и средств обучения и воспитания;
  • культурных традиций и ценностей белорусского народа, достижений мировой культуры;
  • современных образовательных и информационных технологий.
64.Язык обучения в Школе-интернате – русский.
Изучаемый иностранный язык – английский.
65.Комплектование Школы-интерната осуществляется управлением образования, спорта и туризма администрации Партизанского района г.Минска при отсутствии общих противопоказаний к обучению в условиях школы-интерната, с учетом показаний и противопоказаний к организации образовательного процесса в условиях специальной школы-интерната и на основании заключения государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (далее ЦКРОиР) и с согласия законного представителя ребенка с заключением ЦКРОиР, в порядке, установленным для приема лиц в учреждения образования для освоения содержания образовательной программы общего среднего образования.
66.Для лиц с особенностями психофизического развития, которые по медицинским показаниям временно или постоянно не могут посещать учреждения образования, создаются условия для получения специального образования на дому.
67.Показаниями для зачисления в Школу-интернат являются:
  • а) относительно развитая речь, потеря слуха в пределах от 56 до 70 децибелов (слабослышащие — первое отделение);
  • б) грубое недоразвитие речи, потеря слуха в пределах 71 децибела и выше (второе отделение). Противопоказания: хорошо развитая речь, потеря слуха до 55 децибелов.
68.Общими противопоказаниями к обучению в Школе-интернате являются:
  • все заболевания в остром периоде до выздоровления;
  • хронические болезни - в период обострения;
  • хронические болезни с явлениями дыхательной, сердечной, легочной, печеночной, почечной недостаточности;
  • инфекционные и паразитарные заболевания до окончания срока изоляции;
  • бациллоносительство (инфекционные и паразитарные болезни);
  • злокачественные новообразования всех локализаций в период выраженных клинических проявлений;
  • активный туберкулез различной локализации до выздоровления и окончания срока изоляции;
  • неактивный туберкулез различной локализации по заключению фтизиатра.
69.Прием обучающихся в Школу-интернат осуществляется на основании следующих документов:
  • направления управления образования, спорта и туризма администрации Партизанского района г.Минска;
  • заключения ЦКРОиР с рекомендацией организации образовательного процесса;
  • заявления обучающихся или их законных представителей.
70.Детям, не проживающим на территории функционирования Школы-интерната, может быть отказано в приёме только по причине отсутствия свободных мест.
71.Обучающиеся, направленные в Школу-интернат из общеобразовательных школ, зачисляются в классы, соответствующие их развитию и уровню образовательной подготовки.
72.3апрещается отчисление обучающихся по причине неуспеваемости на уровне получения общего базового образования.
73.В случае прекращения деятельности Школы-интерната обучающиеся направляются в другие учреждения образования соответствующего вида по согласованию с их законными представителями.
74.Количество классов (групп) в Школе-интернате определяется Учредителем в соответствии с требованиями санитарных правил и норм, с учётом условий, необходимых для осуществления образовательного процесса.
75.Для обеспечения дифференцированного подхода в обучении обучающихся с нарушением слуха открываются классы первого отделения:
  • для слабослышащих обучающихся с относительно развитой речью;
  • второго отделения:
  • для неслышащих (глухих) обучающихся;
  • для слабослышащих обучающихся с грубым недоразвитием речи.
При необходимости могут открываться классы для неслышащих (глухих) обучающихся и слабослышащих обучающихся с грубым недоразвитием речи.
Наполняемость класса (группы) составляет:
  • для неслышащих обучающихся, слабослышащих обучающихся с грубым недоразвитием речи – 8 человек;
  • для слабослышащих обучающихся с относительно развитой речью - 10 человек.
76.В Школе-интернате могут открываться классы для детей с тяжёлыми множественными (комбинированными) нарушениями развития. Наполняемость классов для таких детей составляет 6 человек. В Школе-интернате могут открываться классы для слепоглухих детей. Наполняемость таких классов составляет 3 человека.
77. Образовательный процесс при реализации образовательных программ специального образования носит коррекционную направленность и организуется с учетом структуры и степени тяжести нарушений и возраста обучающихся на основании учебно-программной документации образовательных программ специального образования. Образовательный процесс при реализации образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования, реализации образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью организуется в соответствии с требованиями к организации образовательного процесса при реализации образовательных программ общего среднего образования с учетом особенностей обучающихся с нарушением слуха. Коррекция физических и психических нарушений лиц с нарушений слуха осуществляется на коррекционных занятиях.
78.Коррекционная направленность образовательного процесса реализуется на уроках по общеобразовательным предметам, коррекционных занятиях, во внеклассной работе. Организация коррекционных занятий в Школе-интернате осуществляется в форме индивидуальных, групповых, фронтальных занятий.
79.Образовательный процесс при реализации образовательных программ специального образования для обучающихся с нарушением слуха организуется с использованием звукоусиливающей аппаратуры коллективного и (или) индивидуального пользования, технических средств, обеспечивающих передачу учебного материала и другой информации на зрительной основе (компьютеры, средства статической и динамической проекции, видеотехника, лазерные диски, кодирующие изобразительные или звуковые сигналы и т.п.).
80.В Школе-интернате создан кабинет слуховой работы, который является центром коррекционной работы по развитию слухового, слухозрительного, зрительного восприятия (чтение с губ), устной речи, педагогической диагностики нарушенной слуховой функции и состояния речи, оптимизации условий и методических приемов по формированию устной речи. Работу в кабинете слуховой работы осуществляет учитель-дефектолог (сурдопедагог).
81. Образовательный процесс при реализации образовательных программ специального образования для обучающихся с нарушением слуха организуется (неслышащие и слабослышащие с потерей слуха в пределах 70 – 90 децибел) на русском (письменная, устная, дактильная формы) и жестовом языках.
82.Изучение иностранного языка обучающимися с нарушением слуха, которые обучаются во втором отделении Школы-интерната осуществляется по их желанию.
83.Общее среднее образование обучающихся с нарушением слуха включает в себя три ступени:
  • I ступень – начальное образование (I -IV классы (первое отделение), I – V классы (второе отделение),
  • II ступень – базовое образование (V - IX классы (первое отделение), VI - X классы (второе отделение).
  • III ступень – среднее образование (X – XI классы (первое отделения), XI - XII классы (второе) отделение).
  • I и II ступени общего среднего образования составляют общее базовое образование.
  • I, II и III ступени общего среднего образования составляют общее среднее образование. 
На I ступени общего среднего образования реализуется образовательная программа начального образования. На ступени общего начального образования, кроме обеспечения развития личности ученика, формирование его первоначальных взглядов на природу, человека, общество, приобретение необходимых знаний, культуры речи и поведения, осуществляет всестороннее психолого-медико-педагогическое изучение личности школьника, выявление его возможностей с целью выработки необходимых форм и методов учебно-воспитательной работы с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Весь процесс обучения и воспитания носит коррекционно-реабилитационную направленность. Начальное образование дает право на продолжение образования на II ступени общего среднего образования.
На II ступени общего среднего образования реализуется образовательная программа базового образования. Общее базовое образование обеспечивает формирование у обучающихся адекватной самооценки, социальных установок, включение в деятельность и общение, связанными с социально положительными интересами, с целью успешной интеграции обучающихся в общество и повышения их социального статуса. Общее базовое образование дает право на продолжение образования на III ступени общего среднего образования, а также на уровнях профессионально-технического, среднего специального образования. Освоение содержания образовательной программы базового образования является обязательным.
На III ступени общего среднего образования реализуется образовательная программа среднего образования. Общее среднее образование обеспечивает образовательную подготовку на основе дифференцированного обучения, создает условия для наиболее полного учета интересов обучающихся, осознанного и активного их включения в жизнь общества. Получение общего среднего и общего базового образования завершается выпускными экзаменами, которые проводятся в порядке, установленном Министерством образования Республики Беларусь Общее среднее образование дает право на продолжение образования на уровнях профессионально-технического, среднего специального и высшего образования.
Сроки обучения на первой ступени – четыре года для обучающихся первого отделения и пять лет для учащихся второго отделения, на II ступени – пять лет для учащихся первого и второго отделения, на III ступени – два года для учащихся первого и второго отделения.
84.Срок получения образования лицом, осваивающим содержание образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью, составляет 10 лет.
85.Аттестация лиц с нарушением слуха при освоении содержания образования на уровне общего среднего образования осуществляется в соответствии с Правилами проведения аттестации обучающихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования.
86.Текущая и промежуточная аттестация обучающихся с нарушением слуха I – III классов, срок обучения которых на I ступени общего среднего образования пять лет, осуществляется на содержательно-оценочной основе, которая предполагает словесную оценку результатов учебной деятельности учащихся, без выставления отметок.
87.Обучающиеся с нарушением слуха вместе с другими выпускными экзаменами сдают экзамен по русскому языку.
Итоговая аттестация обучающихся с нарушением слуха по русскому языку проводится в форме письменного экзамена (изложения).
88.При проведении выпускных экзаменов в устной форме для обучающихся с нарушением слуха второго отделения Школы-интерната по их желанию разрешается использовать ответы в письменном виде.
89.Обучающиеся выпускных классов Школы-интерната, успешно прошедшие итоговую аттестацию на уровне общего базового образования, получают свидетельство об общем базовом образовании. Обучающиеся выпускных классов Школы-интерната, успешно прошедшие итоговую аттестацию на уровне общего среднего образования, получают аттестат об общем среднем образовании. Обучающиеся выпускных классов за отличные успехи и примерное поведение награждаются золотыми, серебряными медалями с вручением аттестата особого образца, а за особые успехи в изучении отдельных предметов – похвальными листами в порядке установленном Министерством образования Республики Беларусь.
90.Содержание образования, организация образовательного процесса в Школе-интернате (начало, окончание учебного года, продолжительность каникул) регламентируются образовательными стандартами общего среднего и специального образования, учебными планами, учебными программами, утверждёнными Министерством образования Республики Беларусь.

Права и обязанности участников образовательного процесса.
91. Школа-интернат в соответствии с возложенными на нее основными задачами имеет право:
  • вносить в установленном порядке предложения по совершенствованию своей организационно-штатной структуры;
  • осуществлять хозяйственную деятельность;
  • осуществлять иные права в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
92.Школа-интернат несет ответственность:
  • за качество предоставляемого образования;
  • за сохранность и совершенствование своей материально-технической базы;
  • иную ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
93.К участникам образовательного процесса Школы-интерната относятся:
  • обучающиеся с нарушением слуха;
  • законные представители несовершеннолетних обучающихся;
  • педагогические и иные работники, осуществляющие деятельность в сфере специального образования.
94.Обучающиеся, в соответствии с действующим Кодексом Республики Беларусь об образовании и иными актами законодательства Республики Беларусь имеют право на:
  • получение образования в соответствии с образовательными программами;
  • создание специальных условий для получения образования с учетом особенностей их психофизического развития;
  • обучение по индивидуальному учебному плану в пределах содержания образовательной программы;
  • охрану жизни и здоровья во время образовательного процесса;
  • бесплатное пользование учебниками и учебными пособиями, учебным оборудованием;
  • каникулы;
  • получение социально-педагогической и психологической помощи со стороны специалистов;
  • бесплатное психолого-медико-педагогическое обследование в государственных центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации;
  • бесплатную коррекцию физических и (или) психических нарушений;
  • поощрение за успехи в учебной, спортивно-массовой, общественной, научной, научно-технической, экспериментальной, инновационной деятельности, а также в образовательных мероприятиях;
  • участие в управлении Школой-интернатом;
  • участие в конкурсах, турнирах, фестивалях и других образовательных мероприятиях, спортивно-массовой и общественной деятельности;
  • участие в профессиональных союзах, молодежных и иных общественных объединениях, деятельность которых не противоречит законодательству Республики Беларусь;
  • на правовую и социальную защиту в соответствии с законодательством Республики Беларусь;
  • на уважение своего достоинства;
  • на открытую оценку своих знаний;
  • избирать и быть избранному в органы ученического самоуправления.
95.Обучающиеся обязаны:
  • добросовестно и ответственно относиться к освоению содержания образовательных программ, программ воспитания;
  • заботиться о своем здоровье, стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию;
  • выполнять требования устава;
  • уважать честь и достоинство других участников образовательного процесса;
  • подчиняться распоряжениям и приказам директора, заместителей директора, требованиям педагогических и иных работников, решениям органов самоуправления;
  • не допускать пропусков учебных занятий без уважительных причин;
  • систематически добросовестно выполнять домашние задания;
  • бережно относиться к имуществу;
  • носить причёску, одежду и обувь классического делового стиля.
Иные обязанности обучающихся устанавливаются иными актами законодательства Республики Беларусь, учредительными документами и иными локальными нормативными правовыми актами.
96.Обучающимся запрещается:
  • носить в школу и иметь при себе любые опасные и нелегальные предметы, особенно оружие, боеприпасы и т.д., применение или угроза их применения;
  • развязывать и провоцировать драки в школе и школьном дворе и участвовать в них;
  • пропускать занятия без уважительных причин;
  • иметь спиртные напитки, употреблять их, находиться под их воздействием в школе и на проводимых школой мероприятиях;
  • курить в школьных помещениях и школьном дворе;
  • играть на занятиях и в перерывах в карты и др. азартные игры; 
  • заниматься воровством, наносить умышленный ущерб школьному имуществу, собственности учащегося;
  • игнорировать замечания сделанными педагогами или администрацией, проявляя при этом грубость и неуважительность;
  • систематически не выполнять домашние задания или выполнять их недобросовестно;
  • носить в школу одежду, не соответствующую деловому стилю;
  • использовать ненормативную лексику;
  • пользоваться мобильными телефонами во время занятий.
97.Основаниями для привлечения обучающегося к дисциплинарной ответственности являются противоправное, виновное (умышленное или по неосторожности) неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на него актами законодательства Республики Беларусь, учредительными документами и иными локальными нормативными правовыми актами учреждения образования:
  • опоздания или неявки без уважительных причин на учебные занятия (занятия);
  • нарушения дисциплины в ходе образовательного процесса;
  • неисполнения без уважительных причин законного требования педагогического работника;
  • оскорбления участников образовательного процесса;
  • распространения информации, наносящей вред здоровью обучающихся;
  • порчи зданий, сооружений, оборудования или иного имущества учреждения образования;
  • несоблюдения (нарушения) требований законодательства Республики Беларусь о здравоохранении, пожарной безопасности;
  • распития алкогольных напитков, слабоалкогольных напитков, пива, употребления наркотических средств, психотропных, токсических и других одурманивающих веществ в зданиях, общежитиях и на иной территории учреждения образования, либо появления в указанных местах в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
  • курения (потребления) табачных изделий в зданиях, общежитиях и на иной территории учреждения образования;
98.К дисциплинарной ответственности привлекаются обучающиеся, достигшие к моменту совершения дисциплинарного проступка возраста семнадцати лет в соответствие с Кодексом Республики Беларусь об образовании.
99.Законными представителями несовершеннолетних обучающихся являются их родители, усыновители (удочерители), опекуны, попечители.
100.Законные представители несовершеннолетних обучающихся представляют права и законные интересы несовершеннолетних обучающихся.
101.Законные представители несовершеннолетних обучающихся имеют право на:
  • ознакомление со свидетельством о государственной регистрации, учредительными документами, специальным разрешением (лицензией) на образовательную деятельность, сертификатами о государственной аккредитации, а также с учебно-программной документацией;
  • участие в управлении учреждением образования;
  • защиту прав и законных интересов обучающихся;
  • ознакомление с ходом и содержанием образовательного процесса, результатами учебной деятельности обучающихся;
  • получение информации обо всех видах обследований (медицинских, психологических, педагогических) обучающихся.
102.Законные представители несовершеннолетних обучающихся обязаны:
  • обеспечивать условия для получения образования и развития обучающихся;
  • уважать честь и достоинство других участников образовательного процесса;
  • выполнять требования учредительных документов, правил внутреннего распорядка для обучающихся.
103.Педагогические работники могут приниматься на работу в Школу-интернат по:
  • срочному трудовому договору; 
  • трудовому договору на неопределённый срок;
  • контракту на срок не менее 1 года и не более 5 лет.
104.Правом найма педагогических работников обладает директор школы. Работники, достигшие пенсионного возраста, могут приниматься на работу по контракту, срочному трудовому договору.
105.В соответствии с Трудовым законодательством Республики Беларусь директор имеет право на изменение существенных условий труда в связи с объективными организационными или экономическими причинами (изменение режима труда, учебной нагрузки, совмещение должностей, классное руководство и т.д.). В этом случае работник должен быть письменно предупреждён распоряжением директора за 1 месяц до изменения существенных условий труда.
106.Основные требования, предъявляемые к педагогическим работникам, определяются квалификационными характеристиками, утверждаемыми в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
107.Педагогическую деятельность не могут осуществлять лица:
  • лишенные права заниматься педагогической деятельностью;
  • имеющие судимость;
  • признанные недееспособными или ограниченно дееспособными;
  • не имеющие права заниматься педагогической деятельностью в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь.
108.При возникновении в период осуществления педагогической деятельности обстоятельств, препятствующих ее осуществлению, осуществление педагогической деятельности прекращается в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
109.Педагогические работники в соответствии с законодательством Республики Беларусь имеют право на:
  • защиту профессиональной чести и достоинства;
  • обеспечение условий для осуществления профессиональной деятельности;
  • творческую инициативу, свободу выбора педагогически обоснованных форм и методов обучения и воспитания, учебных изданий и средств обучения;
  • доступ к учебно-программной, учебно-методической документации, информационно-аналитическим материалам;
  • участие в обновлении, разработке и определении структуры и содержания структурных элементов научно-методического обеспечения образования;
  • участие в научной, научно-технической, экспериментальной, инновационной, международной деятельности учреждения образования;
  • участие в управлении учреждением образования;
  • повышение квалификации;
  • моральное и материальное поощрение за успехи в педагоги¬ческой деятельности;
  • объединение в профессиональные союзы, иные общественные объединения, деятельность которых не противоречит законодательству Республики Беларусь.
110.Педагогические работники обязаны:
  • осуществлять свою деятельность на профессиональном уровне, обеспечивающем реализацию образовательных программ, программ воспитания;
  • соблюдать правовые, нравственные и этические нормы;
  • уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательного процесса, воспитанников;
  • повышать свой профессиональный уровень, проходить аттестацию;
  • вести здоровый образ жизни, пропагандировать его среди обучающихся;
  • соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с особенностями психофизического развития;
  • проходить предварительный медицинский осмотр при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения Республики Беларусь.
111.Иные обязанности педагогических работников устанавливаются законодательством Республики Беларусь, учредительными документами и иными локальными нормативными правовыми актами учреждений образования, их трудовыми или гражданско-правовыми договорами.
112.Педагогическим работникам запрещается использовать образовательный и воспитательный процессы в политических целях или для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Республики Беларусь и законодательству Республики Беларусь.
113.К иным работникам учреждений образования относятся лица, осуществляющие административно-хозяйственные, инженерно-технические, производственные и иные вспомогательные функции.
114.Права и обязанности иных работников учреждений образования устанавливаются законодательством Республики Беларусь, уставами и иными локальными нормативными правовыми актами, их трудовыми договорами.

Mеждународное сотрудничество
115.Международное сотрудничество Школа-интернат осуществляет в соответствии со ст.ст.118-123 Кодекса Республики Беларусь об образования, иными законодательными актами Республики Беларусь.
116.Школа-интернат имеет право по согласованию с управлением образования, спорта и туризма администрации района устанавливать прямые связи с органами управления образованием и общеобразовательными учреждениями зарубежных стран, международными организациями, фондами в целях обмена опытом организации общего среднего и специального образования, проведения совместных мероприятий.
117.Школа-интернат вправе по согласованию с управлением образования, спорта и туризма администрации района направлять за рубеж в форме взаимообмена педагогов на стажировку и практику, для участия в международных конференциях и семинарах, а так же обучающихся для участия в фестивалях, выставках, лагерях отдыха и др.
118.Школа-интернат осуществляет подбор и несёт ответственность за подготовку и оформление документов педагогов и учеников, выезжающих за границу.
119.Школа-интернат осуществляет прием зарубежных друзей по линии Министерства Образования Республики Беларусь и других организаций и ассоциаций.
120.Международное сотрудничество Школа-интернат осуществляет в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Pеорганизация и ликвидация школы-интерната.
121.Реорганизация и ликвидация Школы-интерната осуществляются в порядке, установленном Кодексом Республики Беларусь об образовании и другими законодательными актами Республики Беларусь.
122.Решение о ликвидации Школы-интерната принимается Учредителем на основании оценки последствий такой ликвидации с учетом количества лиц, подлежащих обучению на уровне общего среднего образования на территории соответствующей административно-территориальной единицы, и количества государственных учреждений, реализующих образовательные программы общего среднего образования на этой территории.

Порядок вступления в силу устава, внесения изменений и/или дополнений в устав.
123. Настоящий устав утверждается приказом управления образования, спорта и туризма администрации Партизанского района г. Минска, вступает в силу с момента его государственной регистрации в порядке, установленном действующим законодательством Республики Беларусь.
124.Внесение изменений и (или) дополнений в устав Школы-интерната осуществляется в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.